Back to school, или как заниматься английским вместе с детьми?
Привет, друзья!
Незаметно пролетело лето, и хотя до 1 сентября еще больше 2 недель, меня как-то не отпускает чувство, что скоро-таки начнутся трудовые будни! 🙂
В этой связи я решила подготовить пост о том, как заниматься английским вместе с детьми или внуками. Предваряя возможные возражения, типа «Так я же сам(а) английского не знаю! Чему я могу ребенка научить?», скажу так — было бы желание с вашей стороны. В наше время, когда столько бесплатных материалов, проводятся бесплатные вебинары каждый день, и на любой вопрос Google знает ответ, это просто не может быть серьезной отговоркой для взрослого человека. Надеюсь, я вас убедила.
Кстати, еще неизвестно, кто из вас будет наставником 🙂 а, скорее всего, будете меняться ролями. Дети ведь обожают играть в учителей, разыгрывать сценки, читать по ролям и т.д., и они не упустят возможности поучить вас уму-разуму 🙂
Почему это здорово?
Тут есть масса преимуществ:
Во-первых, объясняя кому-то правило или конструкцию, вы неизбежно лучше усваиваете ее сами! Ведь нужно подготовиться, поискать примеры, разобраться со всеми тонкостями и исключениями и сделать все возможное, чтобы донести до своего ребенка. В итоге польза получается двойная — вы и сами закрепляете материал, и ребенок понял! Тот же эффект и для ребенка, если он вам объясняет правило — так оно усваивается гораздо лучше, а если «ученик» с первого раза не понял, тут уже «молодой педагог» просто вынужден будет разбираться с темой досконально.
Во-вторых, материалы, рассчитанные на детей, очень подходят новичкам. Весь материал повторяется и закрепляется вновь и вновь. Кстати, этот принцип реализован не во всех пособиях для взрослых (либо недостаточно полно реализован), хотя он один из самых важных.
Чтобы та или иная тема плотно закрепилась на уровне понимания, построения простых предложений и, тем более, в речи, нужно постоянно к ней обращаться, повторять материал. Старо как мир, конечно, и я не сделала здесь никакого открытия, но иногда этим принципом пренебрегают, и напрасно.
В пособиях для детей повторение (которое, как известно, что мать ученья :)) и закрепление материала — это основа. Без него знания не уложатся по аккуратным полочкам.
В-третьих, вы, наконец, возьметесь за свой английский — занятия с ребенком обязывают быть авторитетом как-никак. И хоть Вы не эксперт (пока что), в грязь лицом тоже ударить не хочется, правда ведь? 🙂
В-четвертых, если вы будете вместе заниматься, вы сможете элементарно помочь своему чаду с домашкой, а ведь многие родители не могут помочь, оставляя ребенка один на один со своей проблемой. Ведь не всегда можно на уроке все понять — домашние занятия станут просто незаменимыми для вас обоих.
Наконец, такие совместные занятия сильно сплачивают, а это едва ли не самое главное в отношениях со своим ребенком! И потом — можно как-то использовать такую совместную мотивацию и организовать поездку в англоязычную страну, где и посмотреть, чему вы научились.
Как организовать занятия?
Итак, если сама идея вам нравится, тогда дам вам пару советов о том, как организовать такие занятия. Такой краткий курс молодого бойца 🙂
1. Определитесь с периодичностью занятий (для школьника младших классов оптимально заниматься 2-3 раза в неделю по 60 минут). Смотрите по ребенку, и вы почувствуете оптимальную продолжительность для своего ребенка.
2. Выберите учебные материалы, найдите словарь с озвучкой (например, Abbyy Lingvo), купите книги, настольные игры, найдите онлайн- игры на английском языке, обязательно обзаведитесь флэшкартами.
Это такие карточки с картинками активной лексики, на базе которых можно организовать массу игр с ребенком.
Ко всем современным материалам сейчас есть ответы, книги для учителя и даже книги для родителей, все четко распланировано уже за вас. Вам останется только разобрать этот материал самостоятельно, а потом объяснить своему ребенку.
Хорошим подспорьем станут мультики на английском. Поначалу выбирайте те, которые дети любят смотреть на русском. А вот и хороший простой мультик для начинающих называется Gogo Loves English
3. Начинайте занятия с небольшой разминки — посоревнуйтесь, кто лучше произнесет скороговорку (tongue twisters), в игровой форме повторите, что проходили на прошлых занятиях, описывайте картинки, называйте те предметы, которые есть дома и т.д. Кстати, повторение надо проводить каждое занятие — повторять то, что изучали 2, 3, 5 занятий назад.
Какие учебные материалы использовать?
Итак, сильно советую взять за основу какой-то учебный курс и грамматику. Выбор сейчас огромный, и я не все из них пробовала, но скажу пару слов о тех, которые использую со своим ребенком.
Попробовав разные учебники, я остановилась на зарубежном курсе для начальной школы Fly High. Всего 4 уровня, которые, рассчитанные как раз на начальную школу.
Курс включает в себя учебник (Pupil’s Book), рабочую тетрадь (Activity Book), книгу для учителя (Teacher’s book), в которой вы найдете все ответы, а также аудио-диски и CD-rom с играми и интерактивными заданиями по урокам. Здоровский курс, нет слов. Темы подобраны как раз по возрасту, яркие картинки, интересные диалоги. Скучать не придется!
Грамматика. Кстати, к курсу Fly High есть и специальный курс по грамматике Fun Grammar. Так что если не хочется ничего искать, просто возьмите его.
Еще есть хороший курс по грамматике под названием Round-Up
В нем прекрасно отрабатывается грамматика, есть книга для учителя с ответами и дополнительными тестами для самопроверки, и аудио диски сразу прилагаются к книге. Хороший курс, постоянно даются упражнения на закрепление и повторение. Иногда приходится ребенку лезть в словарь, чтобы узнать значение незнакомых слов, но это только первое время.
Играем и поем песенки на английском вместе с детьми
Возьмите за правило играть и петь с ребенком песенки на английском, и совершенно не важно, что у кого-то из вас или у обоих (что бывает крайне редко :)) нет слуха. Песни и игры совершенно необходимы для того, что бы каждое занятие было увлекательным, непохожим на другое. Подробно о влиянии пения на английском на результативность обучения писала в этом посте. В этом случае ваш ребенок будет ждать этих занятий с нетерпением и с удовольствием будет заниматься английским! А это уже полдела, ведь то, что приносит удовольствие, обязательно будет получаться все лучше и лучше.
Где брать песни?
Как правило, в зарубежных курсах для начальной школы каждые несколько уроков дается какая-то песенка, а кое-где и чаще. Можно и на youtube найти такие песенки на тех, сайтах, ссылки на которые даны выше.
Какие игры использовать?
А вот на этом интересном сайте можно на русском почитать о том, какие игры можно использовать. Очень все просто и доступно написано. Вот еще хорошая подборка подвижных игр на английском языке (да, есть и такие :)) Научитесь играть в несколько из них и потихоньку добавляйте в копилку новые — будет очень весело 🙂
А есть и настольные игры на английском, и в них тоже можно прекрасно поиграть. Там и правила даны на русском, и все настолько понятно, что справится даже первоклассник.
Например, мы в свое время с сыном играли вот в такие игры из серии Школа семи гномов:
P.S. Друзья мои, если нужна моя помощь по организации совместных занятий с детьми, пишите, обязательно отвечу на ваши вопросы.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Здравствуйте, Людмила! Очень порадовал материал, предложенный Вами. Скажите, пожалуйста, если при занятиях ребёнок из любого вопроса выкручивается и несмотря ни на что говорит по русски, то как себя вести в таком случае? Способности есть, но ленится.
Анна, добрый день!
Спасибо за вопрос!
Тут важно выяснить, почему ребенку неохота говорить по-английски. Узнаете корень проблемы — найдете решение быстро.
Навскидку, ребенок ленится говорить по-английски:
1) Стесняется говорить.
Может, Вы недостаточно его подбадриваете его на английским? Мало хвалите даже за малые победы? Это нужно детям (и не только) как воздух! Постоянно нужно поддерживать даже малые усилия обязательно, говоря Good job! Well done!
2) Боится сделать ошибку.
Возможно, Вы слишком часто его исправляете? Тоже не стоит. Дайте шанс насладиться своей речью — ошибка не успеет закрепиться за короткий срок. И даже если поправляете — всегда начинайте с одобрения за то, что получилось хорошо, найдите за что можно сказать, что было сделано хорошо, и только потом расскажите, над чем еще поработать. Критиковать и исправлять надо очень аккуратно. Сначала нужно создать положительный настрой на занятия.
3) Занятия носят исключительно учебный характер, ему скучно.
Вы мультики смотрите на английском вместе? В игры играете? Flash карточки вместе сделали и дали ему раскрасить (зависит от возраста, конечно)? В игре ребенок обязательно заговорит. В посте есть ссылки на очень интересные игры — не поленитесь, попробуйте вместе с ним одну, вторую, третью игры. Нужно разнообразить занятия и подбирать интересные материалы. Когда рассказы, картинки и аудио в тему — соответствуют его возрасту и интересам, он с радостью начнет говорить.
4) Занятия очень длинные
Сколько длится ваше занятие? Строго надо установить время занятия — если 60 минут, значит не больше, иначе заленится даже самый прилежный ребенок. У меня как раз была такая проблема с моим сыном одно время. Что мы сделали? Мы стали использовать вот этот бесплатный онлайн-сервис http://www.online-stopwatch.com/ очень классный, кстати. Там выбираешь обратный отсчет и задаешь значение 60 мин. Все. В конце занятия даже звонок звонит с урока! 🙂 Красота, да и только!
И напоследок, совет от меня — Не давите на него. Отпустите проблему пока что, на время. Не хочет говорить? Пусть просто повторяет вслух предложения, читает вслух, повторяет за диктором — это все формы говорения, они так или иначе способствуют развитию навыков устной речи. Когда он почувствует, что Вы расслабились и не ждете от него, что он должен говорить — он, глядишь, и начнет говорить потихоньку.
Успехов! 🙂